Доклад Илларионова

  • 2469
Андрей Илларионов:
"Главная особенность американской системы образования заключается в том, чтобы научить и школьника, и студента самому находить знания"

Мне особенно приятно, что форум проходит в моем родном городе, в главном зале знаменитого Шуваловского дворца.
Должен честно признаться, что я не являюсь специалистом в области образования. Но сегодня хотел бы поделиться с участниками форума некоторыми соображениями об образовании, которые возникли у меня как у экономиста, оказавшегося в органах государственной власти и работающего в органах государственной власти в течение определенного времени.

Сегодня уже много говорилось о том, что в современном мире необходимо быть конкурентоспособным. Об этом постоянно говорит и наш президент.
Что, на мой взгляд, является одним из самых серьезных препятствий для конкурентоспособности страны, для конкурентоспособности отдельной компании, для конкурентоспособности отдельного человека? Мы постоянно слышим, что нам не хватает средств. И это правда. Говорят, что нам не хватает инвестиций. Отчасти тоже правда. Но самым большим дефицитом, который у нас есть сегодня, является дефицит образованных людей.

Нам очень не хватает современных образованных людей, способных работать в современном бизнесе, в современном государстве, способных понимать и адекватно реагировать на существующие сегодня и постоянно возникающие новые проблемы. Это действительно самая серьезная проблема.
Хотя мы с детства усвоили, что в нашей стране всегда много было образованных людей. Но мы несколько по-другому были образованы по сравнению с тем спросом, с теми требованиями, которые существуют сегодня и которые возникают каждый день.

В связи с этим я хотел бы попытаться ответить на три вопроса. Это - что? Как? И сколько? Чему учить, как учить, сколько это будет стоить и кому за это платить? Много было сказано о том, какую роль в современном обществе играют образование и интеллект. И эта мысль не нова, она известна человечеству давно. Известно утверждение о том, что битву при Садове выиграл прусский учитель. Выиграла та система образования, которая оказалась более совершенной, более качественной, которая готовила более квалифицированных граждан и солдат в Пруссии по сравнению с Австрией.

Чему учить сегодня? Если провести опрос среди участников форума, то, наверное, мы получим длинный перечень необходимых дисциплин.
Как экономист, я не могу настаивать на том, что надо учить экономике. И не только потому, что я этим делом занимаюсь довольно длительное время, а потому, что экономика - одна из самых важных и глобальных дисциплин, которая не только помогает понять, как можно стать конкурентоспособным. Она на самом деле незримо присутствует в поведении каждого из нас каждый день, при принятии десятков и сотен решений, хотя мы сами себе иногда не отдаем в этом отчета.

Когда мы идем в магазин, то из двух совершенно одинаковых по качеству товаров выбираем более дешевый. Этот выбор, четкий и логический, происходит на уровне экономического чутья. Потому что экономика - это наука о наиболее эффективном, наиболее рациональном распределении ограниченных ресурсов. У каждого из нас, как и у всех вместе, как и в стране в целом, ресурсы на каждый момент ограничены. И мы всегда, каждый раз пытаемся их оптимизировать наилучшим образом.

Когда мы едем на работу, трудно себе представить, что мы предпочтем самый длинный, самый неудобный маршрут. Мы стараемся выбрать, наоборот, наиболее короткий, наиболее удобный путь. Иными словами, мы в собственной жизни, в своем поведении являемся стихийными экономистами и стихийными либералами. Но иногда мы об этом просто не знаем или не обращаем внимания. Как известный герой из пьесы Мольера, который только в зрелом возрасте узнал, что все время говорил прозой.

Другое важное направление в образовании - это языки. Это опять же не новое утверждение. Но сегодня без знания прежде всего английского языка конкурентоспособными быть невозможно. Хотя и на изучении только английского останавливаться нельзя. Почему? К примеру, чтобы подать документы на участие в конкурсе вакантных должностей чиновников Евросоюза в Брюсселе, необходимо знание, как минимум, трех европейских иностранных языков, не считая родного.
На что еще следует обратить внимание, выбирая образовательные дисциплины? На науку выживания. В школах ее пока не преподают, но жизнь заставляет думать и о таком предмете.

Пару лет назад официальная российская делегация участвовала в работе одного крупного международного финансового форума в Праге. В городе Праге по этому случаю проходили большие демонстрации антиглобалистов. Члены российской делегации, никогда раньше не сталкивавшиеся с подобным явлением, смело пошли через толпу антиглобалистов. Они открыто пытались выйти из осажденного здания, искренне полагая, что с ними ничего не произойдет, потому что они никому ничего плохого не сделали. По счастливой случайности дело обошлось лишь одним ранением только одного члена российской делегации. Из всех участников форума пострадали только японцы и мы. А все остальные участники имели опыт массовых волнений или беспорядков. Хотя бы в студенческих городках. И это часть современной жизни.

Другая наука, которую я предложил бы для изучения, - это основы медицины, основы сохранения жизни каждого конкретного человека. Мы унаследовали от советской системы здравоохранения стойкое убеждение, что если что-то происходит со здоровьем, то кто-то другой, неизвестный и абстрактный будет возникшие проблемы решать. Но это не так. Как показывают иногда трагические события, надо уметь грамотно защищаться в крайних ситуациях, когда возникает угроза здоровью и жизни.

Теперь о том, как учить и как учиться. В современных условиях образование становится непрерывным. Количество информации увеличивается в геометрической прогрессии. Теперь уже понятно, что невозможно научиться всему раз и навсегда на школьной или на студенческой скамье. Учиться можно и нужно всю жизнь, и, собственно, наши предки давно сказали о том, что "век живи, век учись", понимая непреходящую ценность непрерывного образования. И с этой точки зрения необходимо посмотреть на относительное преимущество различных систем образования, существующих сегодня в мире.

Если мы посмотрим на экономическое развитие, на военное развитие, на интеллектуальное развитие крупнейших регионов мира, то нетрудно заметить, что лидерство прочно удерживается за Соединенными Штатами Америки, и отрыв этой страны от других стран мира по многим параметрам существенно увеличивается. Почему это происходит? Можно назвать много различных причин, но существенной является система образования США.

Главная особенность американской системы образования заключается в том, чтобы научить и школьника, и студента самому находить знания. Независимо от того, где он учится - в школе, колледже или в университете. И для поиска этих знаний есть универсальное средство - Интернет.
В своем выступлении Ирина Хакамада высказала огорчение, что президенты Соединенных Штатов Америки и России будут на грядущем саммите обсуждать энергетические проблемы и не затронут проблем образования. Как участник нескольких встреч в рамках Клуба Большой Восьмерки, лидеров восьми крупнейших индустриальных держав современного мира, должен проинформировать, что лидеры обсуждают и вопросы энергетики, и вопросы образования. Скажем, саммит двухтысячного года на Окинаве был прежде всего посвящен вопросам Интернета, преодолению так называемого технологического разрыва, поддержке образования во многих странах мира. Именно на этом саммите президент России предложил поддерживать контакты между лидерами восьмерки с помощью Интернета. Это предложение произвело сильное впечатление.

Наконец, вернусь к вопросу о том, как финансировать образование и кому. Новые процессы в обществе, о которых говорили почти все выступающие, вносят очень существенные коррективы в традиционно сложившиеся системы финансирования. Индивидуализация образования все чаще вступает в противоречие с традиционной схемой финансирования через государственные бюджеты. Все более существенную долю в финансировании составляют средства частного сектора, бизнеса, и конкретных людей.

В современном обществе расходы на образование - это инвестиции в первую очередь в самого себя. Проще говоря, именно благодаря образованию современный человек мобилен, как никогда прежде. Ему проще менять среду обитания, профессию, страну. Это тоже неотъемлемая часть процессов, связанных с глобализацией.
Эта мобильность приводит к массированному перетоку финансовых ресурсов от менее развитых стран к более развитым. Хотя такой переток ресурсов не является экономически эффективным, но он играет роль социально справедливого регулятора профессиональных потоков.

В современном мире образование носит совершенно другой характер, чем в прежние времена. Если мы это осознаем, то у нас еще есть шанс стать конкурентоспособными.