Разряды сочинительных союзов

Сочинительные союзы делятся по значению на соединительные (и, да в значении "и", ни... ни, также, тоже, как... так и), разделительные (или, или... или, либо, либо... либо, то... то, то ли... то ли, не то... не то) и противительные (а, но, однако, да в значении "но"), в том числе сопоставительные (не только... но и, не только... а и, не только не... но, не столько... сколько).

Союз и используется, если необходимо указать на сходство явлений, их одновременность или логическую связь между ними: Она чувствовала спиной беспокойную мужскую руку, и ей казалось, что между ними идет какой-то молчаливый заговор, и была рада этому и не рада (С. Антонов) — сходство явлений; В первый же вечер Саша Гаврилов прогуливался вдоль деревни дачником, и любопытные женщины украдкой разглядывали его из-за занавесок (С. Антонов) — одновременность действий; Ее часто оставляли одну, и она привыкла не бояться ни темноты, ни тишины (Я. Сейфуллина) — причинно-следственная связь.

В случае употребления союза и с некоторыми наречиями и частицами его смысловая функция модифицируется, он приобретает способность выражать обстоятельственные значения: временные (и тогда), причинно-следственные (и следовательно, и поэтому, и значит), уступительные (и все-таки, и все же) и др.: Публика должна была сознать свои права, и тогда литература неуклонно пойдет вперед (Н. Чернышевский); Он теперь не жених тебе, вы люди посторонние, и следовательно, вам в одном доме жить нельзя (А. Островский); О поступке Василя я мог только догадываться и поэтому не мог судить, верно или неверно сейчас поступает Лелюков (А. Первенцев).

Если необходимо указать на аналогичность информации в двух частях сложного предложения, используются союзы и, также, тоже. Союз и при этом ставится в начале предложения: Это лето было жарким, и в прошлом году лето было жарким. Союзы также, тоже ставятся перед словом, с которым устанавливается аналогия; в начале предложения эти союзы не употребляются: Это лето было жарким, в прошлом году лето также (тоже) было жарким. Союз также свойствен книжному, официальному стилю, а союз тоже — разговорному.

Взаимоисключение фактов, процессов, признаков выражается союзами или, или... или, либо, либо... либо, то ли... то ли, не то... не то: (Выиграет или проиграет лидер сегодняшний матч, онуже обеспечил себе победу в соревнованиях; То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет. Логическое чередование событий, фактов передается союзом то... то: То ветер подует со страшной силой, то вдруг наступит удивительная тишина.

Если необходимо указать на несходство сопоставляемых явлений, используется союз а: Потом он пил чай, а она смотрела на его русый вихор, торчащий на затылке (С. Антонов).

Если необходимо указать на связь явлений, при которой второе явление логически не связано с первым, употребляются союзы но, однако: Механик отремонтировал машину, но (однако) мы не могли продолжать свой путь, т.е. невозможность продолжения пути не связана с тем, что механик уже отремонтировал машину. Вторая часть сложного предложения с союзом но (однако) содержит информацию, противоположную тому, что можно было бы ожидать, познакомившись с информацией в первой части.

Если при сопоставлении или противопоставлении каких-либо предметов, действий или признаков надо обозначить степень этого сопоставления или противопоставления, используют двойные союзы не только... но и, не только... а и, не только не... но и (даже), не столько... сколько: Я поспешила его уверить, что не только не курю, но даже не люблю видеть, когда курят дамы (А. Достоевская); Не только дети, но и взрослые, когда посещает их горе, делаются несправедливы к самым близким людям и друзьям (Н. Помяловский). Эти союзы называют еще градационными.

К сочинительным союзам иногда относят пояснительные (то есть, а именно, или, как-то), которые используются для уточнения: Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Пили по обыкновенному, то есть очень много (А. Пушкин); Почти одновременно с фаянсовым производством в Египте начинают появляться и изделия другого рода, а именно чисто стеклянные (Н. Качалов); Отчего бы мне не сделаться педагогом, или, говоря попросту,учителем (И. Тургенев).