Десемантизация

Часто говорят о десемантизированных аффиксах. К таковым относят, например, суффиксы в словах лисица (лиса), дочка (дочь), скотина (скот) и т.п. Однако следует иметь в виду, что десемантизированными здесь являются суффиксы как элементы приведенных и им подобных слов, изменивших свой характер, но не как элементы словообразовательной системы языка. Так, суффиксы -иц(а), (а), -ец продолжают употребляться с уменьшительно-ласкательным значением: ушица, кашица; ручка, ножка; сосунец, братец. Не могут быть десемантизированными аффиксы, принимающие участие в современном словопроизводстве. Трудно представить теоретически, и никем не доказано фактическое наличие в русском языке аффиксов, которые в момент образования слова или его формы сами по себе ничего не значили бы, не привносили бы в производящее слово какого-либо семантического или стилистического оттенка, не ставили бы новообразование в определенный ряд ему подобных или не относили бы его к той или иной грамматической категории. Аффикс (в принципе, любой) может быть семантически опустошенным только в каких-то отдельных производных в силу индивидуальной истории последних (и то если рассматривать их словообразовательную структуру — подчеркнем это — с синхронной точки зрения).

Случаи десемантизации производящих основ более редки. Десе- мантизированной представляется, например, производящая основа в существительном фигляр (фокусник, акробат, шут), так как слово фигли в настоящее время встречается только в сочетании фигли- мигли и отдельно не определяется [Вейсман, 1731. С. 628]. Могут десемантизироваться производящие основы при переходе производных слов одного языка в другой, если эти основы оказываются не представленными одновременно в непроизводных словах. Так, в русском языке имеется немало производных иноязычного происхождения, которые на основе сопоставленния их между собой формально выделяют "производящие" части, но последние оказываются лишенными лексического значения. Ср.: фаш-изм и фашист, коррект-ив, коррект-ор, коррект-ура и коррект-ироватъ, реактив и реак-ция, экспон-ат, экспон-ент и экспон-ироватъ.

Явления трансмоделяции, демоделяции, транссемантизации, десемантизации рассматривались ранее в науке без употребления этих терминов в общих рамках "декорреляции". Сюда следовало бы отнести и явление трансстиляции. Под декорреляцией понимают "изменение характера или значения морфем и соотношений их в слове при сохранении последним того же числа и порядка морфем, которое в нем наблюдалось первоначально" (Н. М. Шанский). Однако речь должна идти об изменении характера и соотношения не "морфем", а словообразовательных компонентов — производящих основ и аффиксов, — так как рассматриваются исторические изменения в данном случае в структуре, а не составе слов.

Декорреляцию следует считать не причиной внутренних изменений в структуре слова, а следствием определенных явлений. К таким явлениям относятся:

  • а) сдвиги в характере отдельных словообразовательных элементов, функционирующих в языке (суффиксы -ш-а, их-а);
  • б) сдвиги в характере тех или иных производных типа виноград-ина, лис-ица, нож-ик; в) архаизация производящей основы при сохранении в языке других образований от этой основы или однокоренных: булыж-ина, порос-ята, ревни-телъ, во(и)-ин, живот-ин(а), морщ-ин(а);
  • г) действие аналогии (господ-а). Декорреляция, видимо, возможна и при переходе слов из одной языковой системы в другую, ср.: довле-ть, полу-клиника, в которых наряду с изменением значения производящих слов несколько изменилась и их форма.

Следовательно, под декорреляцией целесообразно понимать изменения в семантике, экспрессивно-стилистических свойствах или соотношении компонентов структуры при сохранении их исконного числа и последовательности.

С современной точки зрения структуру слова можно рассматривать либо как целостную, либо как дефектную, либо как декоррелятивную, либо, наконец, как опрощенную.

Целостной является такая структура производного, в которой типы словообразования, система компонентов представлены в четком виде:

  • а) без нарушения их исконной соотнесенности и специфики (жерл + овин + а; за + кра(и) + ин + а; имен + ин + ы; кабаль + щин + а; кисл + ятин +а; лифт + ер; марке + изм);
  • б) с трансформировавшимися, но сохранившими продуктивность компонентами (бог + ин + я);
  • в) с трансакцентированными компонентами, если трансакцентация их связана с унификацией ударения в однотипных производных (крив + изн + а);
  • г) с полностью трансаффиксированными компонентами (пол + овин + а; африк + анец; кост + очк + а; грамот + ей); д) с трансстилированными компонентами, если последние подверглись аналогичной трансстиляции и в других однотипных образованиях (капитан + ш + а; столяр + их + а).

Под дефектной понимается такая структура слова, в которой имеются дефектные компоненты, как-то:

  • а) деформированные суффиксы (заj + ац);
  • б) трансакцентированные компоненты, если трансакцентация их не связана с унификацией ударения в однотипных производных или производящих словах (ср. жемчу́ж + ина и же́мчуг < жемчу́г);
  • в) не полностью трансаффиксированные компоненты (жен + щин + а; вож + am + ый);
  • г) десуффиксированные компоненты (ры + теин + а; пау + тин + а);
  • д) декомпонированные аффиксы (син + ев + а; рад + ост + ьми);
  • е) замещенные компоненты: производящие основы (крест + ян + е) или аффиксы (инок + ин + а; брат + ын + я; жел + анъ + ев).

Декоррелятивной следует признать такую структуру, в которой количество компонентов и их последовательность остаются прежними, но их характер и внутренние взаимоотношения воспринимаются измененными в плане:

  • а) трансстиляции компонентов, если она связана с судьбой отдельных производных (изюм + ин + а;учи + тел + я);
  • б) трансмоделяции (булыж + ин + а; тел + ят + а);
  • в) демоделяции (власт + итель; во(и) + ин);
  • г) транссемантизации (морщ + ин + а; сторож + а);
  • д) десемантизации (лис + иц + а; скот + ин + а).

Опрощенной является структура, в которой имели место:

  • а) деформация производящей основы (калач);
  • б) декомпонизация производящей основы при отсутствии или утрате параллельных образований от этой же основы (веревка, аквамарин, каботаж).